Хочется выразить радость словами известного персонажа: «Мы строили, строили, и, наконец, построили!». Ну, почти построили… Уже совсем скоро, в декабре, в Томске будет закончены работы по строительству пункта пропуска через государственную границу. Наконец-то наш аэропорт получит статус международного. Наконец-то мы сможем летать за границу без этих утомительных поездок в Кемерово и Новосибирск. О том, когда же это произойдет, нам в эксклюзивном интервью рассказал директор ООО «Аэропорт Томск» Виктор Шендель.
Когда мы сможем летать за границу?
- Виктор Райнгольдович, работы по строительству международного терминала или, официально, «пункта пропуска через государственную границу», будут закончены точно в срок – в декабре текущего года. Многие считают, что уже в начале 2013 года они смогут летать за границу из томского аэропорта. Это действительно так?
- Нет, нужно будет выполнить еще целый ряд сложных задач. Вообще, дело это очень непростое, и сам процесс по открытию пункта пропуска начался уже очень давно. Сначала нужно было получить разрешение в правительстве. Мы занимались этим 10 лет, и только в 2010 году нам наконец-то удалось его получить. Потом какое-то время ушло на проектные работы, экспертизу, и, наконец, в прошлом году совместно с областной администрацией, с нашими акционерами мы начали строительство.
В данный момент работы выполнены более чем на 80%, часть помещений мы уже используем. Уже сейчас мы выводим пассажиров на посадку через второй этаж – это тоже из разряда новых объектов. Одним словом, начинаем осваивать то, что построено.
Проектом предусмотрено строительство в условиях действующего аэровокзала без перерыва в его эксплуатации. Конечно, эти задачи очень сложны и для нас, и для строителей, и для пассажиров, которые терпят определенные неудобства. Но ничего, осталось совсем немного…
- Итак, строительство завершится в декабре. И когда же ждать первый международный рейс?
- Когда мы говорили 2 года назад, что в декабре запустим пункт пропуска международных линий, мы сами тогда еще не вполне понимали, что представляет собою этот сложнейший процесс. Более того, за это время законодательство по части правил и норм по открытию пунктов пропуска изменилось – только в этом году появились две существенных поправки. Мы завершим строительство и сдадим объект, и только после этого, согласно новым правилам, Росграница имеет право начинать свои работы – проектирование, техническое оснащение, обустройство. А потом будет еще целая процедура по открытию, по приемке пункта пропуска, регистрация в Минюсте… До этого существовали процедуры открытии по временной схеме, можно было прийти к какому-то компромиссу, но с 2012 года все это прекратили.
Если говорить о нормативных сроках, которые прописаны в документах Росграницы, они составляют не менее 7 месяцев. С техническими работами – не менее 9 месяцев. Мы провели много совещаний с Росграницей, работаем с ними в тесном контакте, так что удалось договориться о параллельном осуществлении многих процессов. Итог этой деятельности таков: Росграница гарантирует окончание всех своих работ в первом полугодии 2013 года. Первые международные рейсы можно будет осуществлять с июня-июля 2013 года.
- В какие страны мы будем летать?
- Направления мы выявили, они уже определены. Туристические чартерные рейсы – это Египет, Таиланд, Турция, Китай. Регулярные рейсы – это Германия, Китай. Обязательно Средняя Азия и Казахстан — очевидно, что такой рейс будет востребован. В прошлые годы среди томских студентов было очень много жителей Казахстана, да их и сейчас немало.
- Ранее в СМИ говорилось, что первый рейс будет почему-то во Франкфурт, который не особенно интересен простому населению… Так какой же рейс будет первым?
- Говорить об этом, наверное, пока еще рано. Мы прорабатываем многие варианты – и в Германию, и в Таиланд… Сегодня среди авиакомпаний уже конкуренция – кто же будет совершать этот первый рейс. Но мне кажется, что это не обязательно полет в Германию, может, это будет именно чартерный туристический рейс.
Сколько будут стоить билеты?
- Томичи устали летать за границу через Новосибирск или Кемерово. Вылет из Томска – это очень удобно, и уже одно это хорошо. Но томские турфирмы предупреждают, что билеты могут быть еще дороже, чем из соседних аэропортов…
- К сожалению, на стоимость перевозок аэропорт никаким образом влиять не может. Даже если мы вообще ничего не будем брать с авиакомпаний за то, что они выполняют рейсы из Томска, это на цене билеты практически не скажется.
- Но вы же можете диктовать свои условия в том плане, чтобы заключать контракты с «более сговорчивыми» — с теми, кто не будет завышать стоимость билета? Если летать из Томска будет дорого, люди опять начнут ездить в аэропорты соседних городов, и это скажется на пассажиропотоке…
- Тут есть одна существенная проблема. По всей стране не хватает самолетов, не хватает экипажей. Авиакомпании готовы летать, и они летают много, но вот эта нехватка не дает увеличить количества полетов, и, соответственно, снизить цены.
Однако авиакомпания старается сделать так, чтобы самолет всегда был в воздухе, и она будет выбирать такие маршруты и определять такие цены, чтобы рейс был заполнен до отказа. Если самолеты будут летать не полностью загруженными, авиакомпания потерпит убытки. Все это прекрасно понимают.
Конечно, мы работаем с авиакомпаниями, и у нас есть целая программа по привлечению новых перевозчиков, по открытию новых рейсов, мы ведем переговоры, мы снижаем свои аэропортовые сборы, они снижают свои – для того чтобы «накатать» рейс.
Наши перевозчики – это четыре основные российские авиакомпании: «Аэрофлот», «Трансаэро», «Ютейр» и «S7 Сибирь». Вряд ли они сделают цену билетов за границу настолько высокой, что томичам будет выгоднее летать через Новосибирск и Кемерово.
Будет ли у нас дьюти-фри?
- Как будет оснащен международный терминал? Будут ли для удобства пассажиров построены телетрапы, или, как их еще называют, «рукава»?
- Первое, что сказал новый губернатор в отношении аэропорта, было следующее – одновременно с завершением строительства, не позже, поставить 2 телетрапа. И вот на средства обладминистрации мы заказали проект, который уже готов. Скоро начнутся работы по строительству двух галерей для телетрапов, а сами телетрапы уже заказаны. Со следующего года, уже с весны, они будут введены в эксплуатацию.
- И они будут использоваться для всех рейсов?
- Да, для внутренних тоже. Хотя у нас одновременно приходят 4 рейса, и телетрапов пока все равно на все не хватит.
- Ни один международный терминал не обходится без Duty Free и инфраструктурных решений — кафе, рестораны, интернет-доступ. Что из этого будет реализовано к моменту открытия пункта пропуска?
- Все вышеперечисленное будет реализовано. Мы уже провели конкурс по Duty Free, выиграла одна из ведущих мировых компаний. Будет организован пункт в зале ожидания в стерильной зоне международного пункта пропуска, а также подобный магазин в зале ожидания на внутренних линиях – уже после досмотра.
Что касается интернета и кафе, все это будет, и с хорошим уровнем обслуживания.
- Проводился ли конкурс между компаниями? Уже известно, кто нас будет обслуживать, чьи будут кафе и рестораны?
- Это все будет наше. У нас есть свой цех бортового питания, который способен организовать на высоком уровне работу любого кафе или бара. Кстати, различные организации всегда заказывают у них много фуршетов и банкетов.
Конечно, много площадей будет сдаваться в аренду для других целей. Будет и пресса, и сувенирные киоски. Мы разработали единый дизайн-проект, чтобы все выглядело гармонично. В ближайшие дни будет прибывать оборудование, и мы начнем на втором этаже строительство и оформление этой зоны.
- Будут ли построен новый зал повышенного комфорта, возможно, с платными услугами?
- У нас сейчас на внутренних линиях уже работает зал повышенной комфортности, так называемый «бизнес-зал», где после прохождения досмотра пассажир бизнес-класса может ожидать свой рейс со всеми удобствами. Любой пассажир может также купить пригласительный билет в этот зал. Подобный же зал будет открыт и в международной зоне.
- Ну, и к местным темам. Увеличится ли в 2013 году количество рейсов в Москву?
- В данный момент мы работаем над тем, чтобы открыть вечерний рейс в Москву. Надеемся, это произойдет уже в текущем, 2012 году. Пока этот рейс будет летать 2 раза в неделю. В будущем же, думаю, количество рейсов в столицу увеличится.
Алла Ивонина
опубликовано: 15 Ноября 2012