ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Туры61

Томские турфирмы

Skype & ICQ-консультанты

Санатории, базы отдыха


Все статьи | В воде все равны и все летают

Дайвинг, или, говоря русским языком, подводное плавание с аквалангом - дело такое, заниматься которым можно круглый год. И всё же настоящий дайверский сезон открывается в октябре, когда на курортах Красного моря, на Филиппинских островах, на Мальдивах, в Новой Зеландии спадает страшная жара, и температура становится более приемлемой для погружений с аквалангом и для комфортного отдыха на берегу или на палубе дайверского корабля. Так что сейчас самое время подготовиться к сезону и овладеть навыками этого почти волшебного занятия. Причём сделать это можно как на курортах Красного, Средиземного или Чёрного моря (например, в Сочи), так и в одном из городских бассейнов - если в городе есть дайв-клуб или работает дайв-инструктор.

Научиться дайвингу и получить сертификат, позволяющий погружаться самостоятельно, можно и в Томске. Обучением здесь занимается Руслан Ри, инструктор новосибирского клуба «Дайв-Тайм». Руслан очень квалифицированный инструктор, он обладает огромным количеством навыков и, что важнее, всеми необходимыми инструктору знаниями, подкреплёнными внушительной стопкой сертификатов. Порталу «Отпуск.Томск.ру» Руслан рассказал о том, что такое дайвинг, и зачем он нужен человеку.

Руслан Ри

- Кто может заниматься дайвингом, есть ли какие-то ограничения, в том числе по здоровью?
- Ограничений практически нет. Но препятствием действительно могут быть проблемы со здоровьем, поэтому перед обучением я прошу обязательно принести справку от врача-терапевта, подтверждающую то, что человек годен к обучению дайвингом. И обязательным документом является медицинская анкета, в которой приведён перечень предполагаемых болезней. Человек должен отметить, какие болезни у него есть, каких нет, и подписаться под анкетой, снимая ответственность за своё здоровье с инструктора. Вы должны понимать, что дайвинг, даже любительский, существующий для отдыха под водой, тем не менее несёт определённый риск. Что касается возраста, то заниматься погружениями с аквалангом могут даже дети - но не младше восьми лет. Система PADI предусматривает обучение восьмилетних детишек по программе «bubble making» («пускание пузырей») в бассейне. Ну а верхней возрастной границы не существует. У меня как-то обучался человек 65 лет. В этом случае нужно просто уделить начинающему дайверу немного больше внимания. Дети воспринимают информацию как губка, а в 65 лет всё по-другому, но тоже без особых проблем. Весовая категория также не имеет значения. У меня на курсе был человек весом 120 кг, сейчас он имеет сертификат «Master Scuba Diver», это достаточно высокий уровень в любительском дайвинге. В воде все равны, весит человек 30 кг или 120.

- Это опасный или безопасный спорт?
- Если сам человек или его врач решают, что дайвингом заниматься небезопасно, то этого делать не стоит. Но если человек прошёл обучение - сначала теоретическое, потом в закрытой воде, то есть в бассейне, то с ним вряд ли что-то может случиться. Конечно, если это человек адекватный и здравомыслящий. Я не скажу, что дайвинг на 100% безопасное занятие. Если не проходить обучение - это небезопасно. Но если сравнивать с горными лыжами, то лыжи намного опаснее.

- Какова роль инструктора в этом процессе? Насколько далеко ты заходишь в плане ответственности за тех людей, которых ты обучаешь?
- Безусловно, я всегда чувствую ответственность за тех, с кем погружаюсь. Особенно когда человек проходит у меня обучение - тогда ответственность у меня на 200 %. Я её ощущаю и понимаю. Когда человек от меня уходит с подписанным мною сертификатом и начинает нырять с другими инструкторами, с напарниками, то ответственность всё равно ещё долгое время присутствует у меня в голове. Но главное, чтобы сам начинающий дайвер был адекватным человеком и понимал, что техника безопасности под водой - это в первую очередь для себя, а не для инструктора.

- Ты готов рисковать собой в сложных ситуациях во время обучения?
- Любой инструктор должен быть готов к рискованным моментам, но полностью забывать о собственной безопасности не нужно. Все действия инструктора под водой должны быть обдуманными и не основанными на эмоциях. Я считаю, что именно из-за эмоций и случаются проблемы под водой. Но своим собственным здоровьем мне периодически приходится жертвовать.

- Но ты хотя бы успеваешь при этом получать удовольствие от погружения?
- Всегда. Когда я только начинал заниматься дайвингом, я получал удовольствие от самого погружения. С некоторых пор я начал испытывать больше удовольствия от того, что получается в результате обучения - от того, что мои студенты получают удовольствие. Да, я успеваю смотреть, что происходит под водой, успеваю увидеть что-то новое, даже ныряя в одном и том же месте. Но, к сожалению, это происходит не каждое погружение.

- Где лучше обучаться - в городе, где живёшь, или дайв-центре где-нибудь в Египте, в Таиланде, на Мальдивах?
- Это зависит от человека. Каждый человек индивидуален, он имеет право на свою точку зрения, на своё решение. Получение сертификата первого уровня - Open Water - предполагает три этапа обучения: теория, практика в бассейне и практика в открытой воде. Только после этого человек может получить сертификат. Я считаю нецелесообразным тратить время на курорте во время отдыха на очень большую теоретическую часть. Для этого необходимо сидеть в кабинете, сдавать экзамены, тесты - на это тратится много времени. Того самого времени, которое вы могли бы проводить уже под водой либо отдыхая на пляже. Что касается инструкторов, то плохих инструкторов в PADI (Профессиональная ассоциация дайвинг-инструкторов) не бывает, поэтому нет принципиальной разницы, где проходить обучение. Но прежде чем начинать у кого-то учиться, необходимо удостовериться, что этот человек имеет статус действующего инструктора. Его сертификат инструктора может быть временно заморожен. Если у него были какие-то незначительные нарушения, то PADI приостанавливает его деятельность на время разбирательств.

- А бывает, что инструктора допускают нарушения?
- В PADI не бывает плохих инструкторов. Но когда вы обращаетесь к инструктору или в дайв-центр, нужно убедиться, что у человека есть сертификат инструктора, на котором написано как минимум Open Water Skuba Instructor. На оборотной стороне этого сертификата обязательно должна быть его фотография, его имя и его номер в PADI, а также действующий статус на текущий год. В PADI есть отдел, который занимается поддержанием качества обучения, поэтому ни один инструктор в принципе не может нарушить стандарты.

- Насколько жёстким должен быть инструктор по отношению к своим студентам?
- У меня были студенты, с которыми завязались плотные дружеские отношения, но когда идёт процесс обучения, я всегда отношусь ко всем одинаково хорошо. Иногда я бываю жёстким - в тех случаях, когда человек не хочет понимать в принципе, что такое техника безопасности. Тут либо жёстко, либо вообще никак. И нет получения сертификата. Моя задача - сделать так, чтобы был конечный результат, причём положительный - получение сертификата. А уже после получения сертификата человек должен получать удовольствие от дайвинга. И я добиваюсь этого любыми путями. Нравится это человеку или нет, я не знаю, об этом потом редко кто говорит, но сертификаты у него есть. Я даю человеку сертификат только в том случае, когда я уверен в том, что без меня у человека проблем под водой не будет. Тем более что сертификат даёт право нырять без инструктора, только с напарником.

- Какие типы сертификатов существуют?
- Сертификат «Open Water» предполагает погружение до глубины 18 метров. Это стандарт, основанный на технике безопасности. Для того чтобы погружаться глубже, до 30 метров, необходимо пройти следующий курс - «Advanced Open Water Diver». Оба этих сертификата позволяют погружаться уже без инструктора, только с напарником. Есть ряд спецкурсов, которые позволяют обучиться погружению под лёд, погружению в сухом костюме, погружению на затонувшие корабли, погружению в течениях, погружению ночью, погружению до 40 метров, погружению на обогащённом воздухе... всего 28 специализаций. Каждая из специализаций обязательно подтверждается сертификатом. Стандарты обучения у каждой из этих специализаций разные. Скажем, на затонувшие корабли нужно нырнуть четыре раза с разными целями. Для получения сертификата, разрешающего ночные погружения, нужно нырнуть три раза. Первый раз - с ознакомительной целью. Под наблюдением инструктора ты плывёшь ночью, инструктор смотрит, насколько адекватно ты себя ведёшь, насколько правильно подаёшь сигналы, справляешься с нейтральной плавучестью, понимаешь опасность каких-то животных, которые выходят только ночью. Второе погружение предполагает работу с компасом. Нужно научиться ориентироваться с компасом ночью под водой. Третье погружение - уже более самостоятельное, но инструктор всё равно смотрит, как человек использует навыки, полученные во время предыдущих двух погружений. Это как экзамен. Что касается кораблей, то человек после обучения должен научиться понимать, можно или нет зайти внутрь корабля, какие есть возможности для этого, какие есть возможности для выхода в тех или иных ситуациях. Если внутри корабля достаточно длинный закрытый коридор со сводами, то дайвер должен понимать, что заходить внутрь нельзя... Ну и так далее.

- Кто контролирует, на какую глубину человек погружается?
- Сам дайвер. Получая любой сертификат, в том числе Open Water, человек берёт на себя ответственность за свою жизнь. Если ему вздумается нарушить стандарты, например, предел по глубине, кто ж его остановит? Но претензии предъявлять потом уже будет некому. В дайв-центре он, перед тем как получить баллоны с воздухом, заполняет бумагу, подтверждающую то, что он снимает любую ответственность с дайвинг-центра, с которым он сотрудничает. Потому что у него есть сертификат, и он должен отвечать сам за себя и за своего напарника.

- Что происходит с телом человека, погрузившегося на глубину 40 метров?
- Для того чтобы погрузиться на такую глубину, человек должен иметь сертификат «Deep diver», потому что именно этот сертификат предусматривает погружения до максимального предела, существующего в любительском дайвинге.

- Чем любительский дайвинг отличается от технического?
- Любительский дайвинг предполагает погружения для удовольствия. Это его принципиальное отличие. Технический дайвинг существует в первую очередь для проведения каких-то работ, но ещё и для того, чтобы получить удовольствие от того, что ты ныряешь очень глубоко. Любитель может овладеть навыками технического дайвинга, но для этого нужно проходить специальное обучение.

- В каких странах лучше учиться дайвингу?
- Это вопрос не принципиальный - если вы учитесь по системе PADI, то всё равно где, Таиланд это, Мальдивы или Россия. Но вот стоимость везде разная. PADI предусматривает, в первую очередь, поддержание безопасности. Это пункт первый, он же второй, третий и десятый. И только с пункта 11-го начинается всё остальное. К тому же, в PADI идёт обучение от самого простого к сложному, по этой системе могут обучаться даже дети от восьми лет. Но если человек приезжает куда-то на курорт с сертификатом, полученным в другой системе, например, SMAS, то проблем у него не будет. Многие сертификаты принимаются дайв-центрами, во всяком случае, для того, чтобы выдать снаряжение.

- А если уже на начальном этапе хочется купить собственное снаряжение, то что нужно покупать в первую очередь?
- Есть люди, которые берут себе сразу подводные компьютеры, есть люди, которые сразу же покупают регулятор. Но в основном на начальном этапе все берут «комплект № 1»: маску, трубку и ласты, потому что с ними можно заниматься просто плаванием и нырять на задержке дыхания. Во вторую очередь, я считаю, нужно подумать про костюм. Это важно, потому что он обеспечивает теплоизоляцию и изоляцию от механических повреждений, в том числе от коралловых ожогов. Покупая маску, нужно обращать внимание в первую очередь на удобство. Если в магазине есть 50 масок, то из 50-ти нужно выбрать 20 вариантов, которые тебе нравятся, и перемерить их все - до тех пор, пока не найдёшь именно ту маску, которая комфортна, не давит на переносицу и хорошо присасывается к лицу. Что касается трубки, то я бы посоветовал обратить внимание на присутствие дренажного клапана на трубке. Это не категорично, но желательно, чтобы он был. Если человек занимается дайвингом, то лучше покупать трубку с гофрированным сегментом между трубкой и загубником. Чтобы, когда трубку нужно выплюнуть и взять в рот регулятор, то можно было сделать это легко. Если угол между трубкой и загубником фиксированный, то, когда вы возьмёте регулятор, трубка останется под углом и немножко будет мешать. Что касается ласт, то, если человек много плавает с трубкой, маской и ластами по поверхности и мало погружается, то для него будут более удобны ласты с закрытой пяткой, без ремешка. Эти ласты подбираются по размеру ноги. Но при этом нужно учитывать, что когда вам придётся идти по песку, гальке, камушкам, даже, может быть, кораллам, то идти придётся босыми ногами. Ласты с открытой пяткой более интересны к рассмотрению, если человек много ныряет и немало плавает с трубкой. Эти ласты используются с ботами, которые дают как теплоизоляцию, так и изоляцию от механических повреждений. Если ты идёшь по гальке или камушкам, нога не подвергается никакой опасности, порезам и травмам. При этом ласты идут с разбегом в 4 размера: от 40 до 44, например. А какие ласты по конфигурации: с разрезанными лопастями или нет, с мягкими сегментами или без мягких, пластиковые или из цельной резины - это уже нужно мерить, пробовать. Если магазин предоставляет такой сервис, то нужно взять в магазине сразу две-три пары и сходить с ними в бассейн, протестировать.

- Есть какие-то новые технологии, используемые в снаряжении, о которых нужно знать?
- В ластах, в маске, в трубке, в костюме, в жилете, в регуляторе, во всём абсолютно, что используется в дайвинге, всегда появляются новинки, и это определённого рода мода. Хотя эти новшества всегда имеют и практический смысл.

- Как ты думаешь, в чём преимущества дайвинга перед обычным отдыхом на пляже?
- Человек выезжает куда-либо для того, чтобы забыть о работе. Отдохнуть не просто физически, но и морально. Но если человек едет куда-то, где он лежит на песке и загорает, то он всё равно периодически будет думать о работе - как там без него. Рядом при этом начинает жужжать сотовый телефон. А на дайвинге человек редко когда вспоминает о работе. Под водой он в принципе забывает обо всём, а между погружениями у него столько эмоций и столько новой информации, что думать ещё и о работе невозможно.

- Как ты считаешь, где лучшие места для дайвинга?
- Одно из самых лучших - Египет. Это дайверская Мекка - Красное море в целом. В Красном море нельзя рыбачить, нельзя охотиться, нельзя ничего трогать под водой, нельзя доставать что-то из-под воды и вывозить за границу, это отслеживается на таможне. В Таиланде, насколько я знаю, это можно сделать без особых проблем. В той же Хорватии - бери-не хочу. Поэтому в Красном море всё непуганое, всего много, всё большое. На Мальдивах тоже хорошо, там много большой живности: большие черепахи, большие манты, большие акулы.

- Что такое дайвинг для тебя самого?
- Дайвинг - это красиво. Это ощущение полёта, невесомости. Иногда мне просто хочется остаться жить под водой. Я всегда уезжаю домой после погружений с грустью.

- Ты уже много где погружался, но у тебя есть ещё нереализованные мечты, не увиденные страны?
- Я хочу увидеть Мальдивы, Сейшелы, Мальту, Малайзию, Филиппины, Австралию. Я имею в виду - понырять там. Я хочу ещё раз увидеть акулу-молот. Это потрясающее животное. Я хочу, в конце концов, увидеть китовую акулу. Мне всегда интересно понырять с дельфинами. И мне было бы интересно посмотреть на китов.

- Где ты себя чувствуешь более комфортно и уверенно - на земле или под водой?
- В воде. Если обычно человек уверен в себе на земле, то и уверенность под водой к нему постепенно приходит. У меня же изначально была уверенность под водой, которая постепенно перешла в жизненную уверенность. Дайвинг меня сильно изменил. Во мне проснулся ещё больший интерес к жизни. Оказалось, что есть много вещей, которые я ещё не успел сделать. Хочется их сделать. И это главное.

- Дайвинг меняет людей?
- Люди меняются, это однозначно. Они раскрываются. Большинство людей добрые от природы, но кто-то показывает такие качества, как доброта, улыбчивость, эмоциональность, а кого-то ряд причин, в том числе и работа, заставляет сдерживать эти эмоции. А дайвинг помогает их раскрывать. Именно поэтому мне так нравится дайвинг. К тому же он сильно сплачивает людей. Во время дайв-сафари или дайв-тура кто-то находит себе знакомых, друзей, кто-то - людей по интересам, а кто-то и бизнес-партнёров, такое у нас уже не раз было.


При погружениях в Красном море дайверам постоянно встречаются скаты разных размеров. Иногда они совсем маленькие, а иногда похожи на большую летающую тарелку, но все очень боязливы. На конце хвоста у ската есть два ядовитых шипа, которыми он может уколоть очень больно, но его яд не смертелен. Не меньше впечатляет и встреча с морскими черепахами, которые тоже бывают просто огромными. Наблюдать за тем, как такая "Тортилла" приземляется на стенку из корралов и начинает жадно кусать водоросли, можно очень долго.


На отмели недалеко от Шарм-эль-Шейха в Египте "валяется" расколотый надвое затонувший корабль - когда то-то сильный и прекрасный, а теперь превратившийся в убогий аттракцион для туристов. Но издалека он всё ещё выглядит очень романтично.


Национальный морской парк Рас Мохаммед в Египте - место самых удивительных по красоте и обилию впечатлений погружений. Есть в Рас Мохаммеде и забавные вещи - например, "кладбище" унитазов возле мыса Иоланда. В 1980 году там во время шторма затонуло кипрское судно "Иоланда", перевозившее партию сантехники и автомобилей BMW. И теперь аквалангисты не упускают возможности посидеть на подводных унитазах.


Владо Живна, один из лучших дайв-гидов в Шарм-эль-Шейхе, перед каждым погружением проводит обстоятельный иструктаж для дайверов и не ленится в деталях нарисовать место будущего дайва. Особенно если речь идёт о погружении на Thistlegorm, английский грузовой корабль, затонувший в 1941 году в результате бомбардировки. Thistlegorm вёз бомбы, пушки, самолёты, мотоциклы, полевые кухни и грузовики для Британской армии, воевавшей в Северной Африке. Уцелевшая часть военной техники до сих пор хорошо видна в трюмах, да и сам погибший корабль производит незабываемое впечатление своими размерами и мощью.


Закаты на Красном море всегда поражают своей дикой первозданной красотой и возвышают душу после утомительных и рискованных погружений

Ирина КОРНЕВА
Фото Павла ВОРОНОВА, Дениса БОРИСОВА, Владо ЖИВНЫ, Ирины КОРНЕВОЙ и новосибирских дайверов Игоря и Эрнеста

опубликовано: 4 Июля 2008

Рейтинг статьи: +125.99

Вы можете оценить эту статью. Для выставления оценки Вам необходимо авторизоваться на сайте.
Если Вы еще не зарегистрированы на нашем портале, это можно сделать здесь. Ваше мнение очень важно для нас, спасибо!


Написать комментарий