Почти два столетия назад Антарктиду открыли участники российской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. С тех пор в этих краях мало что изменилось. Здесь по-прежнему мало открытой земли и много льда, нет городов и постоянных жителей, а территория не принадлежит ни одному государству мира.
Недавно шестой материк посетила томичка Светлана Терпугова, научный сотрудник Института оптики атмосферы Сибирского отделения РАН. Она своими глазами увидела, что происходит в Антарктиде, и узнала, зачем туда едут люди.
Дорога к айсбергам
- Светлана Александровна, расскажите, пожалуйста, как вам удалось попасть в это необычное путешествие?
- Каждый год Арктический и антарктический НИИ, который находится в Санкт-Петербурге, организует экспедиции на шестой континент. Ведь Антарктика - это уникальная природная лаборатория. Например, анализ кернов льда из различных ледяных пластов дает возможность проследить климатическую историю Земли, колебания температуры и изменения состава атмосферы. Есть и другая причина возрастающего интереса к исследованиям в районе Южного полюса - заметные изменения климата. Я давно мечтала попасть в Антарктиду, и в прошлом году мне удалось принять участие в очередном рейсе научно-экспедиционного судна «Академик Федоров». В экспедиции участвовало несколько десятков ученых из разных институтов нашей страны, а также из Южной Кореи, Германии и Франции. В этом году программа экспедиции предусматривала обход всего антарктического материка, так что фактически мы совершили кругосветное плавание.
- Откуда началась ваша поездка и как долго она длилась?
- Пятого ноября на корабле «Академик Федоров» мы покинули порт Санкт-Петербурга. После четырех месяцев плавания я вернулась в Томск. За это время успела посетить много удивительных мест, в том числе самую южную оконечность Африки - город Кейптаун.
- Чем он вам запомнился?
- Кейптаун стал нашей второй остановкой на пути в Антарктиду. Мы прибыли туда почти через месяц после отплытия. Естественно, многим захотелось выйти в Интернет, ведь связь на корабле была нерегулярной. Я нашла интернет-кафе, но, поработав там некоторое время, вдруг обнаружила, что у меня пропал сотовый телефон! Еще пару секунд назад он лежал рядом с клавиатурой и вдруг исчез. Подобная неприятность - совершенно обычное дело в этом на редкость криминальном городе. Зато в Кейптауне удалось побывать на мысе Доброй Надежды и на сафари. Это ни с чем несравнимое развлечение.
Два шага до пингвина
- Когда вы, наконец, оказались в Антарктиде?
- Путь от Петербурга до Антарктиды занял чуть больше месяца. Когда мы покидали Кейптаун, все люди на корабле были одеты в летнюю одежду. Спустя всего три дня температура воздуха упала до нуля, и я увидела первые айсберги! Они были всевозможных форм и размеров: от десяти метров до нескольких километров.
- За время путешествия по Антарктиде вы бывали на земле или проводили все время на корабле?
- Земли там в привычном представлении нет, только лед и скалы. Мы проплывали мимо российских станций, возле которых делали остановки для выгрузки оборудования и продовольствия. Чаще всего корабль не мог подойти к берегу вплотную, поэтому все необходимое полярникам доставлялось на вертолете. На борту нашего судна было три вертолета и один самолет АН-2, причем везли его в разобранном виде. В нужный момент его собрали за полтора дня, и он покинул корабль, оставшись на одной из станций.
- Говорят, пингвины в Антарктиде совсем не боятся людей. Это правда?
- Да, это правда. Пингвины подходили вплотную к кораблю. Мы даже пытались их подкармливать с палубы, но они питаются исключительно рыбой. Так ничего и не взяли. Пингвины показались мне очень похожими на собак. Они так же наклоняют голову то в одну, то в другую сторону и периодически чешут лапой себе за ухом.
- Вам довелось видеть в Антарктиде еще каких-нибудь животных вблизи?
- Животных и птиц вокруг Антарктиды много: тюлени, киты, морские слоны, морские котики, альбатросы, буревестники... Одних только пингвинов насчитывается около двадцати видов. К сожалению, китов практически невозможно сфотографировать - они передвигаются настолько быстро, что на снимках получается в лучшем случае спинной плавник, а чаще всего только огромный фонтан брызг. Кстати, в Антарктиду категорически запрещен ввоз животных и растений, поскольку они могут навредить уникальной экосистеме тех мест.
Температура от минус 40 и ниже
- Вы были в Антарктиде летом, а как там зимой?
- Очень холодно! В глубине континента есть российская станция «Восток», так температура там зимой опускается до 80 градусов. А летом там минус 30. Каждое лето к «Востоку» со станции «Мирный» направляются санно-гусеничные поезда. Несколько огромных артиллерийских тягачей, за каждым из которых тянутся повозки, доставляют полярникам все необходимое.
- Сколько российских станций вы посетили?
- Мы были на семи, но друг от друга они мало чем отличаются. На каждой в среднем работает по десять-двадцать человек зимой, и до сорока человек летом. Причем все мужчины, женщин на зимовку не берут. До недавнего времени и на корабль женщинам попасть было практически невозможно. Сейчас ситуация изменилась, на корабле было около двадцать женщин из почти двухсот членов экипажа и экспедиции.
- Зачем женщины едут в Антарктиду?
- Некоторые из них просто «болеют» ею. На «Академике Федорове» я встретила несколько таких «заболевших». Например, буфетчица - в прошлом учитель географии в обычной школе. Однажды она поняла, что мечтает увидеть Антарктиду, бросила прежнюю работу и устроилась на судно. Был на корабле мужчина, которому перевалило за семьдесят. Он отправился в Антарктиду уже на четырнадцатую зимовку.
- На какой станции проще всего работать?
- Курорта нет нигде. Это действительно тяжелая работа в экстремальных условиях. Может быть, чуть проще на станциях, расположенных на Антарктическом полуострове. Этот район даже называют «Антарктическими субтропиками». Здесь расположено достаточно много станций: чилийская, корейская, аргентинская, китайская, российская станция «Беллинсгаузен». Широта 62 градуса, и климат не намного холоднее, чем, например, в Петербурге. На чилийской станции люди проживают целыми семьями. Там есть почти все, что нужно для жизни: почта, банк, школа и даже сотовая связь и Интернет.
Как попасть в Антарктиду
- Если человек не занимается наукой, но хочет отправиться в Антарктиду, у него есть шанс?
- Конечно! В Аргентине есть город Ушуая - оттуда до Антарктиды рукой подать. Нужно только пересечь пролив Дрейка. Из этого города летом организуются экскурсионные туры до Антарктиды. Правда, стоят они недешево. Дней десять на корабле в окружении айсбергов обойдется, как минимум, в пять тысяч долларов. Плюс еще до Ушуаи добраться надо.
- А если устроиться работать на корабль?
- Тоже хороший вариант. Не только на корабль, но и на зимовку на станции. На сайте Арктического и антарктического научно-исследовательского института (www.aari.nw.ru) периодически публикуется список вакансий. Нужно заполнить анкету, оформить заявку, пройти медкомиссию и, возможно, попасть таким способом в Антарктиду.
- Что у вас осталось на память об этой поездке?
- Кроме воспоминаний и сотен фотографий небольшой камушек, подобранный в Антарктиде. А ещё дипломы, подтверждающие, что я пересекла экватор, совершила кругосветное путешествие, и теперь великий Нептун взял меня под свое могущественное покровительство.





Татьяна МАРШАНСКИХ
Фото Светланы ТЕРПУГОВОЙ и Валентины МИХАЙЛОВОЙ
опубликовано: 18 Июля 2008